План
Программа элективного курса «Занимательная минералогия».
1. Пояснительная записка.
Цели и задачи курса.
Формы и особенности проведения занятий.
2. Тематическое планирование курса.
3. Содержание курса.
Введение.
Тема 1. Минералогия – наука о минералах.
Тема 2. Первые металлы человека.
Тема 3. Открывшие бронзовый век.
Тема 4. Жидкое «серебро» и тяжёлое «серебришко».
Тема 5. Живописцы, металлурги, домочадцы.
Тема 6. Металлы авиации и космических аппаратов.
Тема 7. В гостях у хозяйки Медной горы.
4. Требования к уровню подготовленности школьников.
Учащиеся должны знать.
Учащиеся должны уметь.
Учащиеся должны использовать.
5. Литература.
6. Игра «В гостях у хозяйки Медной горы».
Программа элективного курса «Занимательная минералогия"
1. Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Занимательная минералогия» предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 17 учебных часов. Содержание данного курса позволяет познакомить учащихся с особенностями современной минералогии как науки о минералах, одной из древнейших на свете.
Элективный курс «Занимательная минералогия» дает возможность учащимся дополнить и углубить свои знания о минералах, горных породах и полезных ископаемых не только известных по школьному курсу географии, но и о таких минералах, которые в народном хозяйстве нашли свое применение недавно.
Данный курс разработан как предметно-ориентационный в рамках предпрофильной подготовки и поэтому цель курса – создание условий для выбора девятиклассниками естественно-научного и социально-экономического профиля обучения в старших классах через углубленное изучение минералогических знаний и умений.
Задачи курса:
1. Изучить более глубоко сведения о свойствах минералов и металлов, находящих сегодня применение в хозяйстве и научиться пользоваться этими знаниями в повседневной жизни.
2. Выявить связи минералогии с другими отраслями знаний, определить возможности их применения.
3. Научить учащихся видеть в минералах точные модели окружающего мира и природы, геологическую последовательность их возникновения и использования разных металлов и их сплавов на различных этапах исторического развития человеческого общества, в эпоху НТР.
Вопросы минералогии довольно сложные, но раскрыть их нужно доходчиво и интересно. Содержание курса излагается в увлекательной форме, через познавательные рассказы и занимательные задачи, которые имеют оригинальное решение. Некоторые задачи построены на исторических фактах и примерах, взятых из известных художественных произведений.
Содержание данного элективного курса предлагает разные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:
· анализ тектонических, геологических карт, карт месторождений полезных ископаемых;
· анализ статистических материалов;
· подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации.
Проведение занятий может быть организовано в индивидуальной и фронтальной форме. При выполнении практических работ возможно использование групповой формы обучения. Формы проведения занятий отличаются разнообразием: лекции, семинары, практикумы, игры, воображаемые путешествия и экскурсии. Содержание элективного курса предлагает выбор учащимися объектов изучения, форм и видов текущих итоговых работ, а также темы и формы представления работы.
Важная особенность предложенного курса заключается в том, что он несет в себе общезначимую культурологическую направленность, способствующую формированию всесторонне образованной личности.
2. Тематическое планирование курса
№ |
Название темы курса |
Кол-во часов |
Форма проведения |
Форма контроля |
|
Введение |
1 |
Беседа |
|
1 |
Минералогия – наука о минералах:
Возникновение и история минералогии.
Кремень – предшественник металла. |
2
1
1 |
Лекция
Семинар |
Геологическая
газета
Доклады учащихся |
2 |
Первые металлы человека:
«Копьё, заощрённое медью».
Царь металлов, металл царей (о золоте).
Серебряная веточка.
Капнувший с неба (железо). |
4
1
1
1
1 |
Беседа
Лекция
Семинар
Семинар |
Рефераты
Выступления учащихся
Доклады |
3 |
Открывшие бронзовый век (цинк, сурьма, мышьяк, свинец, олово). |
1 |
Лекция |
Выступления учащихся |
4 |
Жидкое «серебро» и тяжёлое «серебришко» (ртуть и платина). |
1 |
Лекция |
|
5 |
Живописцы, металлурги и домочадцы:
Хром, марганец, ванадий, титан.
«Нечисть» в семье металлов (никель и кобальт).
Нефелин – нестойкий белый минерал.
Взгляни на лампочку (вольфрам, молибден). |
4
1
1
1
1 |
Лекция
Беседа
Экскурсия по карте
Семинар |
Рефераты
Доклады учащихся
Доклады учащихся |
6 |
Металлы авиации и космических аппаратов:
Бериллий.
Легче пробки (литий).
Дождавшиеся звёздного
часа (цирконий, тантал, ниобий). |
3
1
1
1 |
Лекция
Семинар
Практикум |
Доклады
учащихся
|
7 |
В гостях у хозяйки Медной горы. |
1 |
Обобщающая игра |
|
|