1. Введение.
Современному человеку, который живёт динамичной и насыщенной жизнью, очень важно восстановить утраченные на работе и в общении с другими людьми физические и духовные силы. Нам думается, что не последнее место в этом принадлежит отдыху у воды – реки, озера, водохранилища – особенно, если отдых связан с рыбной ловлей.
Для рыболовов-любителей рыбалка и всё, что сопряжено с ней, составляют неотъемлемую часть жизненных интересов, бесконечную тему для разговоров.
Главное, чего бы хотелось достичь в этой работе, - глубокого восприятия рыбной ловли, окружающей человека природы, в которой он не только гость, но и соединяющая нить к пониманию взаимосвязанности нашего мира. Основное место здесь занимает перечень правил и приёмов рыбной ловли, даны краткие сведения о жизни рыб, наши наблюдения за сезонными и длительными изменениями в природе родной республики.
Ловля рыбы доступна всем. Среди рыболовов встречаются люди разных возрастов, профессий, национальностей, темпераментов, необыкновенно общительных или любящих уединение. Но любой из этих людей, сидящих с удочкой на берегу реки или озера, обязательно ценитель красоты и удивительных тайн природы.
Рыбалка не просто отдых. Она вырабатывает выдержку, наблюдательность, находчивость, быстроту реакции, выносливость. Занятие рыбной ловлей позволяет глубже познакомиться с географией, вечно меняющимся миром природы, новыми людьми и их бытом.
Приятно вернуться с уловом домой. При этом важно, чтобы не щемило сердце за то, что, увлекшись, ты переступил дозволенную черту взаимоотношений человека и природы, чтобы была уверенность в том, что в оставленном водоёме сохранилась жизнь, и к берегам его можно было бы снова прийти с чистыми руками и незапятнанной совестью.
Поэтому тот, кто взял удочку, должен знать, как живёт рыба, на что она ловится, что можно и чего нельзя делать, вооружившись современными снастями.
2. Из истории рыболовства.
Собирательство и сопутствовавшая ему охота на птиц, мелких зверей и рыбу являются наиболее древними источниками существования человека. Проведённые учёными раскопки земных напластвований со всей очевидностью показали, что добывание рыбы началось в кайнозойскую геологическую эру Земли, в её четвертичный период.
«Пионером рыболовства был, как считают учёные, питекантроп, живший 800 тысяч лет назад в тропических и субтропических лесах, которые покрывали тогда всю территорию бывшего Советского Союза, Восточную и Западную Европу».
Первобытные люди подбирали рыбу, оставшуюся на отмелях и в ямах после спада воды. В процессе перехода от собирания рыбы к её добыванию появляется и первая «рыболовная снасть» - простой булыжник.
За 300-100 тысяч лет до н. э. для рыболовства начали применяться заострённые обугливанием кол-копьё и палка-дротик. Покорив огонь и научившись активнее добывать рыбу, человек стал менее зависим от климата. Он начал расселяться вдоль рек, на берегах которых и обнаружено большинство стоянок и поселений людей каменного века.
20-25 тысяч лет назад в младленскую – последнюю - эпоху каменного века (палеолита), характеризовавшуюся наиболее низкими температурами, добывание рыбы и охота приобрели особо большое значение. Рыбу, преимущественно лосося, типичного для холодноводных рек того времени, били с берега или плота ударами копья или дротика, увенчанного каменным, а затем костяным наконечником, которые вскоре превратились в острогу и гарпун. Однако лодок, сетей и крючков человек ещё не знал.
Первоначально лесу-жилу рыболов наматывал на палец. Затем в стремлении удлинить руку и дотянуться до более глубоких мест он изобрёл удилище.
С изобретением лука и стрел их с успехом начали применять для стрельбы рыбы. Вокруг неолитических стоянок на заторфованных берегах озёр большинство кремневых наконечников стрел древнего типа найдено стоящими вертикально в нижних слоях торфа: это доказывает, что ими стреляли в воду. На таких стоянках обычно находят много гарпунов, костей и чешуи крупной рыбы. На берегах Ладожского озера найдены кости сома, достигавшего в длину 4 метров, полутораметрового налима и других рыб (возраст находок – 8-10 тысяч лет).
Ещё не умея заготавливать рыбу впрок, человек ревниво оберегал свои ямы – эти естественные хранилища рыбы – от набегов хищных зверей, прикрывал их от солнца ветвями и травой. Он подметил одурманивающее действие на рыбу ядовитых растений и начал применять стрелы, отравленные такими быстродействующими растительными ядами, как аконит (борец), сок молочая и стрихнин (целибуха). Все неолитические племена уже умели ставить загородки для ловли рыбы в часы морского отлива.
Изобретение лодки способствовало развитию лова сетями – отпечатки их видны иногда на глиняных ковшах, кувшинах и другой керамике охотничьих племён. На западном берегу Ладожского озера найдены и остатки сети, сплетённой из нитей лыка и крапивы, каменные грузила и костяные поплавки для сетей. Позднее, с приручением лошади, человек начал вязать сети из конского волоса.
О характере промыслов древних народов говорит и топонимика – географические названия долин, гор, озёр и рек. Так, например, озеро Селигер означает по-фински «озеро Уклейки», «Рыбное озеро».
Тогда же первобытному человеку стали известны искусственные рыбки, применявшиеся для приманки хищников. Каменные рыбки, снабжённые ушками или отверстиями для привязывания лесы, найдены на Ангаре (11 тысячелетие до н. э.). На берегах Байкала на стоянках новокаменного века недавно найдены рыбы-манщики, выточенные из глинистого сланца и белого мрамора омули, сиги и щуки.
Интересные находки сделали археологи в Прикамье. Около 3 тысяч лет назад на берегах Камы обитали далёкие предки современных коми-пермяков и удмуртов. На высоких берегах нижнего и среднего течения Камы, Белой, Чусовой, Вятки и их притоков, а также на близких к Каме участках Волги и её притоках Ветлуге и Утке археологи нашли много костяных рыболовных крючков, острог и гарпунов. В небольшом числе были обнаружены бронзовые и железные крючки и другие орудия, напоминаемые примитивные пешни. Особый интерес представляет найденная при раскопках Концегорского селища (устье Чусовой) бронзовая блесна с заводным колечком, по форме и величине почти не отличающаяся от современных блёсен для зимней ловли окуня или щуки. Это говорит о знании ими подлёдной ловли уже 2,5 тысячи лет назад.
Серию уникальных по своей древности рыболовных крючков, сделанных около 7,5 тысяч лет назад, обнаружили археологи. Рыболовные снасти найдены вблизи села Закубяжье в Подмосковье, рядом с Заболотским озером.
Обнаруженные в толще земли крючки по форме напоминают раздутых пиявок. Поэтому, скорее всего, они выполняли функцию блесны. На такой крючок наживку надевать не требовалось – он сам по себе привлекал внимание рыбы. «В те времена
древние жители Подмосковья ловили на них щуку, судака и другую крупную рыбу. Изготавливали крючки, размер которых составляет 5-7 см, из костей лося».
Учёным пока не известно, пользовались ли люди эпохи мезолита удочкой. Однако точно установлено, что леску они делали из волокон крапивы. Здесь же найдены и несколько гарпунов, которые тоже составляли арсенал древних рыбаков.
Можно предположить, что чем южнее обитал народ, тем меньше потреблял он рыбы, так как большинство рыб южных вод костлявы, невкусны, многие из них даже ядовиты. Рыба тем вкуснее, чем севернее она ловится: стерлядь из Северной Двины, Оби, Шексны и Камы несравненно лучше волжской и донской, не говоря уже о дунайской. Не следует забывать и того, что у жителей знойного юга не было ни льда, ни снега, чтобы хранить улов. Очевидно, они потребляли преимущественно копчёную и солёную рыбу.
Раннее христианство возникло, как известно, среди общин рыболовов Малой Азии. Поэтому именно рыба стала символом первых христиан. И, вероятно, не случайно надгробные эмблемы христиан-мучеников Древнего Рима представляет собой рыб в композиции с якорями, крючками и т. п.
Древние манускрипты свидетельствуют, что любителями рыболовного спорта была египетская властительница Клеопатра и прославленный римский полководец Антоний. В классические времена в Греции уже была известна такая наживка, как искусственная мушка. Это подтверждают многочисленные находки небольших железных крючков, маленьких грузил из обожжённой глины для удочек и блёсен, тщательно выкованных с крючком из одного куска железа. Интересно, что все применяемые нами крючки были известны на русской земле уже в раннем средневековье. И нет никаких оснований предполагать, что они ввозились из-за рубежа.
Особенно большое значение приобрело рыболовство после принятия Русью христианства, причислившего рыбу к постной пище. Вплоть до 12 века рыболовство оставалось одним из самых распространённых промыслов. Им занимались целые селения, монастыри, рыбопромышленные ватаги (артели). Сами рыболовы вплоть до 14-15 веков именовались кочетниками, так как для успешной ловли им нужно было вставать с петухами – кочетами.
Многочисленные дневники, путевые записи и воспоминания соотечественников, западноевропейских и восточных дипломатов, купцов и учёных отмечают изобилие рыбы в реках средневековой Руси. «Некоторые реки известны были особенным обилием и достоинством своей рыбы. Первое место между реками относительно обилия рыбы занимала Волга. По качеству наиболее ценилась в торговле окская рыба, особенно пойманная около Мурома, также рыба из Шексны: эта рыба отличается той особенностью, что заходящая сюда из Волги рыба делается тем лучше, чем долее остаётся здесь, потому опытные рыбаки, поймав рыбу в Волге, сейчас узнают, была ли она и долго ли была в Шексне».
Рыбными промыслами славились города Ярославль, Нижний Новгород, Астрахань, Казань, Белоозеро. Около Астрахани рыболовство велось в особенно больших размерах. Вверх и вниз от неё по Волге добывалось множество карпов, стерлядей и белуг. Иностранцы писали в своих мемуарах: «Икру, добывавшуюся из белуги и осетра, клали в огромные мешки с солью и, продержав там несколько времени, сжимали её и набивали в бочонки. Астраханская икра славилась в Европе, особенно много вывозили её в Италию».
Большое значение и в хозяйстве Чувашии имела Волга с её богатейшими рыбными угодьями. Рыбалкой активно занимались жители приречных и приозёрных селений. Рыбу ловили удочками, разными по размеру сетями, намётками, плетёными ловушками. По ночам выплывали на середину реки, зажигали огонь. Рыба приплывала на свет, и её били копьями, вилами. Верховые чуваши иногда устраивали в оградах пруды и разводили там рыбу, в основном карасей.
|